Как выбрать игрушку для ребенка – советы родителям

Содержание:
Начало
Какие игрушки выбирать
Советы как правильно выбирать
Какие игрушки выбирать
Видео


Не секрет, что маленький ребенок познает окружающий мир и учится взаимодействовать с ним именно через игру. Перед родителями часто стоит очень сложный вопрос: как выбрать игрушку?
Многие мамы и папы останавливают свой выбор на необычных ярких игрушках, или, отдавая дань рекламе, покупают замысловатые развивающие конструкции, которыми так и пестрят детские журналы или интернет-страницы. Наверное, этим подходом к проблеме выбора они компенсируют недостаток таких игрушек в своём детстве. Однако, не будем советовать обращаться за консультацией к специалистам, а обозначим основные критерии предпочтений при выборе той или иной игрушки среди огромного многообразия.
Вернуться к содержанию

Какие игрушки выбирать детям правильно

Как выбрать игрушку для ребенка картинка

Каких только игрушек сейчас нет – и целые сказочные дома для кукол и машинки на радиоуправлении и летающие самолеты и даже чудо-куклы, действительно теряешься в таком разнообразии не знаешь, как выбрать игрушку, чтобы она была действительно полезной и интересной ребенку. А в условиях ограниченности денежных средств, к тому же, хочется выбрать и красивую и полезную игрушку. Чтобы не покупать игрушки-однодневки необходимо соблюдать некоторые правила, главным из которых является то, что игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

1

Как выбрать игрушку для развития мелкой моторики рук у детей двух-трех лет?

Подойдут матрешки, которые помогут изучить ребенку цвета и размеры.

2

Как выбрать игрушку для дошколят?

Самым лучшим подарком будут профессиональные наборы – «Детский доктор», «Повар», «Водитель». В детских магазинах большой выбор таких наборов, они содержат всё необходимое для перевоплощения ребенка и помогут ему лучше понять ту или иную профессию.

3

Как выбрать игрушку для девочки?

Выбор куклы (традиционно сложилось, что куклы предназначены именно для девочек) для девочки – мероприятие важное и ответственное, ведь именно игра с куклой развивает фантазию ребенка, заставляет его придумывать интересные истории о ней. Вот почему не стоит покупать куклу уже «готовую ко всяческому употреблению», куклы с кучей одежды и посуды или куклы-роботы. Чем проще будет кукла, чем меньше у неё будет нарядов и аксессуаров, тем лучше. Пусть малыш сам придумает ей имя, профессию или род занятий, пусть сочинит какую-нибудь смешную историю с ней связанную или расскажет, что она умеет делать.

Сейчас в продаже большинство игрушек уже с готовым набором всевозможных украшений, предметами мебели и кучей одежды, а ведь гораздо лучше, когда девочка вместе с мамой мастерит всё новые и новые предметы для своей любимицы. Куклы, для которых уже всё есть с момента покупки, очень быстро надоедают и не дают проявить себя творческой натуре ребенка. Большое значение при выборе куклы имеет выражение её лица. Игрушки становятся для маленьких деток чуть ли не самыми лучшими друзьями, они стараются им подражать и частенько передразнивают поведение своих кукол. Не стоит покупать куклу с плаксивым или агрессивным лицом, а ведь частенько, насмотревшись модных мультиков, дети хотят обязательно купить какого-нибудь мультипликационного монстра. Лучше хорошенько подумать и все тщательно взвесить, прежде чем покупать такую игрушку.

4

Как выбрать игрушку для мальчика?

Для мальчиков вместо такого вот монстра лучше купить развивающий конструктор. Развивает он и логику, и образное мышление. Если же ребенок не любит возиться с конструктором, можно предложить ему построить из него домик для куклы или же гараж для любимой машины. К тому же, разновидностей конструкторов сейчас хоть отбавляй: и разноцветные пластиковые, и магнитные, и мягкие.

Что касается того, как выбрать механические игрушки, то они опять же не дают никакой воли детскому воображению. Ребенок нажимает на кнопки, уже заранее зная, что произойдет, о чём тут размышлять и фантазировать? Уж лучше заинтересовать его моделированием самолетов или машин, чем два-три дня поиграв с роботом, он забросит его куда подальше и будет требовать себе новую забаву.

Вернуться к содержанию

Нюансы и советы как правильно выбирать игрушки

1

Оцените внешний вид

Выбирая игрушку ребенку, первое, о чем нужно помнить — это о ее безопасности для здоровья. На игрушке НЕ должно быть:

  • мелких деталей и деталей «на соплях», которые ребенок может оторвать, откусить, которые могут стать причиной удушения, попав в дыхательные пути;
  • острых углов, необработанных краев и прочих недостатков производства. Края должны быть гладкими, чтобы не царапать кожу;
  • видимых дефектов, будь то «кривая» окраска, неровная сборка, несимметричность деталей и т.п. Все это говорит о не высоком качестве технологического процесса;
  • резиновые игрушки (впрочем, как и остальные) не должны иметь резкого запаха.

Я так же предпочитаю, чтобы на игрушках не было бумажных наклеек. Все потому, что ребенок обязательно потянет её в рот и запросто эту бумагу съест, что не совсем хорошо для его ЖКТ.

2

Оцените упаковку

Качественные игрушки как попало не упакуют. Это скорее аксиома, чем правило. Полиэтилен с расплывчатыми картинками, непонятный смазанный текст — показатели, по которым от покупки стоит отказать, так же не стоит брать игрушки без каких-либо намеков на упаковку. Нет упаковки? Ищите бирку. Бумажная наклейка на игрушке — опять-таки повод задуматься.

Обратите внимание на место производства, указание о материалах, сертификации и безопасности, возрастные ограничения. Импортные игрушки должны иметь наклейку с переводом. Сомневаетесь — спрашивайте документы на игрушки у продавца.

Конечно преобладающее большинство игрушек китайские. Однако игрушка игрушке рознь и даже среди китайских можно найти вполне приличные.

Даже если упаковка полностью на русском, игрушка может быть сделана в Китае. Это давно норма для любой страны, пугаться этого не стоит, но более тщательно осмотреть игрушку не забывайте.

3

Проверьте комплектацию и работу механизмов

Это правило распространяется на механические и музыкальные игрушки. Продавец обязан показать и рассказать, как работает игрушка, даже если в игрушке нет в комплекте батареек.

Помню как на кассе проверяла даже юлу, как оказалось не все они крутятся одинаково хорошо и быстро.

Согласитесь, будет крайне неприятно, если игрушка сломается или откажется работать прямо в руках ребенка, а если вы купили ее далеко от дома, то такая покупка может не только огорчить. Не всегда есть желание идти и возвращать игрушку в магазин.

4

Выбирайте игрушки для ребенка, а не для себя

С этим пунктом, пожалуй, сложнее всего. Когда мы ходим в магазин, так трудно удержаться и не купить своему ребенку то, чего у тебя не было в детстве. Я умаю, что многие со мной в этом согласятся. Не по возрасту купленная игрушка — причина того, что ребенок не сможет с ней правильно играть, а вероятно сломает ее или попросту забросит.

Как выбрать игрушку правила

Однако, замечу, что указание возраста для игрушки — понятие все же относительное. Если вы внимательны к ребенку, то заметите к чему он тяготеет. Складывает предметы один на другой — повод купить кубики, конструктор, пирамидку. Пробует соединять предметы или наоборот — конструктор типа «Лего» для самых маленьких будет как нельзя кстати. Нравится катать предметы по полу — составьте малышу автопарк и катайте животных, кукол или кубики. Заметили, что малыш играя на кухне примеряет крышки к кастрюлькам или прячет в сковородке свои сокровища — отличная идея познакомиться с игрушками-вкладышами,сортерами или логическим кубом.

Не смотря на возраст у нас уже появились многие игрушки, которые предназначены для малышей по старше. Хорошо реагирующим малышам на музыку очень понравятся музыкальные игрушки, а если ребенок — любитель понажимать на кнопочки — то лучше подарка просто не найти.
Вернуться к содержанию

Критерии отбора детской игрушки согласно возрасту ребенка

В психологии выделяются две группы деятельности детей, которые развивают разные сферы психики ребенка. В первую входят те, в которых происходит освоение смыслов и норм отношений между людьми. На этой основе развивается социально- личностная сфера ребенка.

Вторую группу составляют виды деятельности, в которых происходит усвоение способов действия с предметами. На этой основе формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательные и технические возможностей.

В каждом возрасте существует главная линия развития, которой соответствует ведущая деятельность. Приоритетные виды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этой ведущей деятельностью и связаны с ее обеспечением.

Это вовсе не означает, что у ребенка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные игрушки. Очевидно, что и социально- личностное, и умственное и физическое развитие ребенка происходит во всех возрастах. Поэтому ребенку всегда нужны разные виды игрушек. Кроме того, существует определенные игрушки, которые открывают бесконечно разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклы и пр.). И все-таки, для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определенный способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

Критерии отбора с рекомендациями для родителей по выбору игрушек

1

Простота и доступность

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но – подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать — возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

2

Стимуляция активных действий

«Полезность» игрушки далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствие интересам самого ребёнка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа.

Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.

Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.

Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей игрушки.

3

Поощрение самостоятельности

Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.

4

Этика, эстетика, культура

К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.

При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект.
Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, Сергиево-Посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Как выбрать игрушку ребенку по возрасту фото

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.

Для детей первого полугодия жизни игрушки должны обладать сенсорной яркостью (зрительной, осязательной, слуховой привлекательностью). Говоря простым языком, малышу должно быть приятно трогать такие игрушки, смотреть на них, слушать. Зрение у новорожденных слабое, он способен разглядеть небольшие предметы вблизи, поэтому, не рекомендуется играть с детьми до двух месяцев низко наклоняя над ними голову. Игрушки также не должны превышать размеров головы ребенка. Также, крайне нежелательно для младенческих глаз, чтобы в поле зрения ребенка постоянно попадали предметы слишком больших размеров. Также следует выбирать игрушки ярких теплых цветов.

К 4-6 месяцам стоит приучить младенца и к другим цветам радуги, что обусловлено тем фактом, что дети начинают цвета различать последовательно. Сначала желтый, потом оранжевый и красный, синий и зеленый, холодные цвета появляются позднее, в последнюю очередь появляется фиолетовый. Для самых маленьких выбирайте игрушки с ровными гладкими краями, без выступающих острых углов и легко отделяемых мелких деталей. Напряжение в электрических игрушках не должно превышать 12 В. Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. На третьем месяце ребенок начинает следить за игрушками, которые используются взрослым. Малыш следит за «перемещениями» игрушки, слышит ее звучание. Необходимо, чтобы малыш следил за движениями игрушки влево и вправо, поворачивал головку, учился смотреть и видеть. Ориентировочное прослушивание развивает восприятие ребенка и доставляет малышку огромное удовольствие, поэтому лучше всего, если игрушка будет звучать. Например, мобиль, благодаря которому над кроваткой движутся веселые и разноцветные персонажи под спокойную мелодию.

2-3 месяца — 1 год. С помощью взрослого ребенок учится манипулировать предметами, что является ведущей деятельностью для данного возрастного периода.

Прежде всего, для этого необходимо, чтобы мама и члены семьи обращались с младенцем так, будто он должен включиться в игру. Взрослые втягивают ребенка в общение с помощью игрушки, малыш, реагируя на звук, поворачивает на него головку и находит игрушку взглядом. Любимая игрушка может появиться у ребенка и в три месяца. Чтобы ребенок активно развивался, когда он бодрствует, рядом с ним всегда должна находиться игрушка. Достигнув трех месяцев, ребенок начинает смотреть на подвешенные игрушки, хватать и тянуться к ним, что формирует координацию, развлекает малыша, формирует координацию. Главное, чтобы у малыша были в этом возрасте легкие разноцветные пластмассовые звучащие погремушки, которые нужно постоянно мыть. Попробуйте предложить бумагу с мягким краем, она шуршит, меняет форму.

Книжки — игрушки понравятся малышу в 4-5 месяцев, можно раскладывать и складывать, разглядывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус — в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое. Кроме погремушек младенцу частенько дарят мягкие и металлические игрушки, с которыми стоит подождать, ведь металлическая игрушка может нанести ребенку травму, а мягкую игрушку нужно постоянно держать в санитарном состоянии. Мягкие игрушки рекомендовано дарить к году и научить нежному с ними обращению, мягкого мишку необходимо вместе с ребенком погладить, обнять, уложить спать. Однако, на пластмассовых погремушках дело не заканчивается. Ребенку также понравятся разные резиновые пищащие игрушки, это могут быть разные звери, куклы. С такими игрушками можно устраивать простые игры, например, прятки. Взрослый спрашивает у младенца, где находится та или иная игрушка, а ребенок ищет глазами предмет, находит его, тянется или может просто смотреть. Для детей от полугода необходимо также развитие двигательного взаимодействия с игрушкой, возможность произвести действие и получить результат. В это время ему наиболее интересны так называемые развивающие центры, части которых можно покрутить, потеребить, извлекая при этом разные заманчивые звуки.

В 1,5 — 3 года ребенку необходимы новые игрушки, в это время ведущей становится предметная деятельность. Ребенок начинает осваивать соотносящие действия, то есть, придает предметам пространственное положение, например, ребенок с удовольствием будет собирать пирамидки и матрешки, строить домики из кубиков, закрывать коробки крышками, играть с игрушками, которые разбираются и собираются. В то же время, такие действие требуют от малыша еще и учитывать свойства предметов. Например, чтобы правильно построить пирамидку, ребенок должен учитывать размер колец пирамидки, а иногда и их цвет. Детям очень нравятся такие операции с предметами, но на первых этапах ваше чадо будет нуждаться в вашей помощи, ведь он еще не может сам сложить сложный предмет из его частей. Сначала ребенку необходимо показать, как собрать пирамидку, как построить из кубиков дом. Такие операции также развивают мелкую моторику, и ребенок в свою очередь может выполнять движения, требующие развитой координации движений пальцев. В этом отношении очень полезны игры с пластиковыми блоками «Лего» или с мозаикой.

Для развития малыша очень важны любые перечисленные игры, игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями. Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться игрушечными животными, куклами. На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка, вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. На этом этапе научите ребенка качать куклу, возить ее в коляске, укладывать и кормить. Все эти процесса научать ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию. Поскольку такая игрушка может стать лучшим другом для ребенка на многие годы, то просто необходимо, чтобы она была сделана из хорошего материала, была красива и прочна. В этом же возрасте ребенок осваивает орудийные предметы, такие как:

  • ложки
  • чашки
  • совочки
  • лопатки
  • карандаши.

Чтобы освоить такие действия, от ребенка требуется коренная перестройка движений рук, что имеет большое значение для психического развития. При этом не так важен результат, как усвоение принципа употребления какого-то предмета. Например, если ребенок зачерпнул совочком песок, то неважно, что в ведерко попала лишь малая часть, важно, что малыш усвоил технику употребления нового орудия. В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравится работать с разными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. С этого же возраста дети начинают интересоваться материалом, вода, песок, крупа, снег, пластилин, фасоль, пуговицы. Ведь именно в это время ребенок осознает, что может создавать творения карандашами, мелками, красками Большое значение и широкое распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушки: конструкторы, разные шнуровки, паззлы. Такие игрушки сделаны специально для того, чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Дети любят такие игрушки, однако, обязательно необходимо предлагать свою помощь в случае возникновения трудностей, иначе ребенок потеряет интерес, сталкиваясь с одними и теми же сложностями. И такие развивающие игрушки не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.

В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры, в которых ему нужны будут звери и куклы, это относится и к мальчикам, и к девочкам. В качестве игрушек подойдут игры-вкладыши, когда нужно в дощечку с контурами вложить фигурки, подходящие по контурам. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы. Лучше избежать «лего» и подобных конструкторов, где детали прочно скрепляются между собой, пока ваше чадо не научилось строить из простых кубиков, сначала деревянных, а потом — пластмассовых. Использование при строительстве деревянных кубиков требует моторных навыков и планирования, ведь в противном случае, задуманная конструкция развалится. Приступая сразу к «Лего» у ребенка не приобретет навыков соотношения частей и удержания равновесия.

В возрасте 4 — 5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми с зверюшками и человечками, поэтому, важно, чтобы таких игрушек было много, ребенок будет играть с ними в школу, зоопарк, город. В этом случае ребенку необходимы наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов). Постарайтесь выбирать универсальные игрушки (сложно играть с лошадкой, застывшей в беге — такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры).

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним. Выбор игрушки Выбирая куклу или мягкую игрушку, обратите внимание на материал, из которого она сделана. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции у детей, а шершавые, холодящие материалы вызывают чувство отторжения у многих. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза вызывают у ребенка покровительственное отношение. Желательно, чтобы кукла могла сгибаться, чтобы ее можно было раздеть, она не должна быть слишком роскошной и дорогой. Для кукол также потребуется посуда, мебель и т.д
Вернуться к содержанию

Видео выбора безопасных детских игрушек

Сейчас можно купить всё, что угодно, многие дети уже с 3-4 лет играют в компьютерные игры, но, к сожалению, не в те, что нужно.

Подводя итог того, как выбрать игрушку, заметим, что игра должна развивать ребенка, он должен сам её создавать, свою игру – свой мир. Не стоит ему навязывать уже готовые сценарии, пусть он немножечко побудет творцом своей реальности, а вы, выбирая игрушку, помогите ему в этом.

1 комментарий
  1. Когда родился ребенок, оказалось, самое сложное, это подобрать игрушку по возрасту и интересу.

Оставить отзыв